ПОЛИГЛОТИК С ПЕЛЕНОК?
Вот европейцы свободно говорят как минимум на двух языках – родном и английском. Не является чем-то из ряда вон выходящим и знание трех-четырех языков зарубежом. У нас же в России до сих пор свободное владение английским скорее исключение, чем правило. В то время, как стать полиглотом (знающим несколько языков) не так сложно, если процесс обучения иностранному языку начинать с раннего детства.
КАК ПЛАСТИЛИН
О том, с какого периода лучше начинать обучение английскому, французскому, китайскому или итальянскому языкам, ученые и педагоги все еще спорят. Одни считают, что малыш вполне может усваивать два языка сразу буквально с первых произнесенных слов, другие оптимальным возрастом считают 3-4 года. Но все едины в одном мнении – в общеобразовательной школе начинать изучать язык уже скорее поздно, чем своевременно – «пластичный» и чрезвычайно восприимчивый период развития психики ребенка уже прошел. Наиболее эффективно раннее обучение. Под этим термином обычно понимается именно дошкольное обучение, которое можно в той или иной форме начинать практически «с пеленок».
ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ…
В институте в Филадельфии (США) под руководством известного в Америке врача Гленна Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Так, научить чему-либо двух- и трехлетнего ребенка гораздо легче, чем школьника. Что же касается языка, то способность заговорить, овладеть речью наследуется ребенком от рождения. Эта способность проявляется уже на первом году жизни, а двухлетний ребенок начинает активно общаться с окружающими посредством речи. Он мог бы заговорить сразу на двух-трех языках, если бы люди, заботящиеся о нем и воспитывающие его, образовали для него (искусственно или естественно) разные языковые среды. И при обучении он так же легко и естественно овладеет любым иностранным языком. Эту теорию подтверждает практика зарубежных семей, особенно тех, где родители сами билингвы – их чада с легкостью с пеленок говорят, например, на английском, немецком и испанском.
МОЖНО, НО СЛОЖНО
Дети растут, и с каждым годом овладеть иностранным языком становится все более сложным для ребенка делом. Детям школьного возраста от 8-11 лет приходится немало потрудиться, чтобы освоить «чужой» язык и произношение – все то, что годика в 3-4 воспринимается естественно, легко и практически «само собой». Дело в том, что к 6-8 годам ребёнок уже свободно владеет речью на родном языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить, застывают (они уже обеспечили жизнеспособность организма в среде и их назначение для организма исчерпано). Поэтому усвоение второго языка происходит в процессе целеустремлённого обучения, основанного уже на основе действия таких функций как память, мышление, воля.
Взрослые же люди (если обратиться к опыту, скажем, эмигрантов), чтобы влиться в новую языковую среду должны особенно потрудиться – к тому же большинство из них так и не может избавиться пусть от легкого, но акцента. Их дети (особенно, малыши), напротив, новый язык выучивают очень быстро и говорят без акцента.
ВСЕ ПЛЮСЫ
Перечислять аргументы «ЗА» ранее развитие детей можно бесконечно. Прекрасно тренируется память малыша, воображение, лучше развивается мозг. Ребенок становится более общительным и непосредственным – ведь изучение иностранного языка это еще и тренинг общения, развитие коммуникативных навыков в разных ситуациях.
Другой «плюсик» - знакомство с новой культурой и национальной средой, с помощью чего ребенок превосходно осознает в том числе и собственную национальную и культурную принадлежность. Кроме того, именно у малыша лучше всего формируется то, что принято называть «произношением» - крохи выдают его просто безупречно! Даже если в будущем ребенок «забудет» слова, его губы в нужной ситуации сами «вспомнят», как надо правильно говорить. Полноценное развитие личности ребенка связано и с тем, что у маленьких полиглотов всегда высокая самооценка, что дает прекрасный старт в жизни.
КАК УЧИТЬ?
Заниматься, а точнее общаться с ребенком на иностранном языке, можно и с рождения, искусственно создавая обстановку двуязычной семьи. Этот метод основан на «прививании» языка в тот период, когда мозг малыша максимально готов к восприятию речи - не важно, родной или иностранной. Поэтому «второй» язык он будет не «изучать», а «впитывать» в себя - наравне с родным. Главное - с самого начала разграничить употребление двух языков. Например, на английском с ребенком говорит мама, на русском - папа; по выходным вся семья общается только на английском; на улице и в общественных местах ваш «рабочий» язык - русский, дома - английский и т.д. Причем, переходы с языка на язык должны сопровождаться соответствующим вступлением: «А теперь поговорим на русском: хочешь поиграть?»
Если вы не готовы к такому «подвигу», попробуйте немножко подождать и отдайте чадо на занятия с профессиональным педагогом. Занятия с малышами в мини-группах всегда ведутся в игровой форме, поэтому ваше чадо будет усваивать новый язык легко и «между делом». А дома вы сможете вместе петь английские (французские, итальянские) песенки, изучать книги на иностранном языке, комментировать одевание, кормление, игры на нужном языке. Так иностранный язык проникнет в жизнь ребенка ненавязчиво и постепенно, что очень важно для дальнейшего успеха. Как в обучении, так и в жизни.
Ксения к статье Как не кричать на ребенка?
Aqvamarin к статье Подарки к Новому году своими руками: творим вместе с ребенком
к статье Подарки к Новому году своими руками: творим вместе с ребенком
Aqvamarin к статье Тантрический секс
Aqvamarin к статье Воспитание ребенка до года